Без цели. Как отказаться от достигаторства и начать жить ради удовольствия?

Поделиться:

 

The Guardian Оригинал статьи

Постоянная концентрация на достижении цели — серьезное испытание для психики, чреватое эмоциональными срывами. Как же найти золотую середину между желанием высоких результатов и внутренней гармонией? 

Соревнования на выносливость, как правило, длятся от двух до шести дней. А подготовка к ним — несколько месяцев, которые и являются истинным удовольствием для большинства. 

Спортсмен Люк Тыбурски — участник Ultimate Triathlon 2015 года. Испытания, которым он подверг себя за время 12-дневного марафона из Марокко до Монако, для большинства покажутся кошмаром. В среднем за день он пробегал вдвое больше плана и проезжал 322 километра на велосипеде. Во время пятичасового заплыва в соленой воде через Гибралтарский пролив его язык распух. На последнем участке пути Тыбурски бежал на костылях и смог сесть на велосипед только с помощью своей команды поддержки.

Парадокс, с которым сталкиваются охотники за мечтами и острыми ощущениями, заключается в том, что с каждым достижением эти люди теряют смысл существования, и жадно ищут его в новых целях, погружаясь в саморазрушительный цикл желаний. 

В перерывах между гонками Тыбурски страдал клинической депрессией. Он ментально терпел крах, влезал в долги, переедал и ругал себя. В отчаянной попытке вновь ощутить чувство цели он записывался на новые и новые ультрамарафоны, что приносило временное облегчение. 

Мы ощущаем удовольствие, когда стремимся к достижению целей. Переживание предвкушения и ожидания стимулируют выработку дофамина. Любопытно, кстати, что, согласно исследованиям, любители азартных игр испытывают больший прилив дофамина во время неудач, а не выигрышей.  Иными словами, победа и призы – это, в некоторой степени, разочарование после захватывающей погони.

Другой ультрабегун, Чарли Энгл, употреблявший крэк-кокаин до того, как стал спортсменом, сказал: 

«Абсолютно лучшее, что я когда-либо чувствовал в связи с наркотиками, это их приобретение… Как только начинается запой, все идет по наклонной». 

Как же избежать эмоционального спада после триумфа? Киран Сетия, профессор философии Массачусетского технологического института и автор книги «Midlife: A Philosophical Guide» предположил, что в жизни человеку необходимы как телические (от греческого слова telos, означающего «цель»), так и ателические виды деятельности.

Ателические занятия – это вещи, которые мы делаем исключительно ради удовольствия, у них нет конечной цели. 

Ими можно наслаждаться в настоящем, при этом они могут способствовать росту нашего благополучия. Пение, садоводство, пешие прогулки, изучение языка, занятия спортом просто для удовольствия – всё это ателические занятия, если вы не ставите перед собой какую-то миссию.

Older woman gardening at her home in Perth, Australia.

В своей книге Сетия говорит о том, что не всем удается сразу разглядеть плюсы и ценности ателической деятельности. Для этого нужно менять восприятие. 

По словам Люка Тыбурски, за годы работы с очень целеустремленными людьми у него было много попыток начать делать что-то просто ради удовольствия. Он пытался и обнаружил, что, даже делая что-то ателическое, он подпитывает этой деятельностью свой путь к основной цели. Например, приготовление пищи.

«Я люблю готовить и получаю удовольствие от процесса, но как спортсмен и тренер я всегда рассматриваю пищу с точки зрения ее влияния на организм, физическую форму». 

И это важный нюанс: контролировать себя в ходе ателической деятельности и не позволять себе, по привычке, сводить все к целям и рекордам.