Как подружиться с тревожностью

Поделиться:

Psyche.coоригинал статьи

Беспокойство — в восприятии большинства — это неприятное чувство, связанное с внутренним смятением, бессонными ночами и обгрызенными ногтями. В запущенных случаях беспокойство — это уже диагноз. 

И все же некоторые философы рассматривали тревогу как, ну, не абсолютно позитивное явление, но, по крайней мере, как потенциально ценное. Клиническая тревога выводит из строя, в то время как экзистенциальная тревога, принятая в правильно, потенциально освобождает.

В первой половине 20-го века философы Жан-Поль Сартр и Мартин Хайдеггер отводили центральное место тревоге в своих смелых анализах человеческого существования. На обоих повлиял – больше, чем они признавали – датский философ и теолог 19 века Серен Кьеркегор.

По сути Кьеркегор провёл первый анализ экзистенциальной тревоги. В «Концепции тревоги» он утверждает, что тревога является следствием осознания свободы.  

Для Сартра (1905-80) наша свобода отличает нас от неодушевленных вещей. Действия природы подчинены причинно-следственным законам. Когда я подбрасываю камень в воздух, его траектория подчиняется силе тяжести при каждом броске. Человеческие мотивы лишены этой причинно-следственной логики. В этом разрыве между мотивом и действием – разрыве, которого не существует между причиной и следствием, – лежит переживание свободы. И мы переживаем эту свободу, говорит Сартр, как тревогу или страдание (angoisse).

Для Сартра тревога раскрывает что-то в нас самих. Для Хайдеггера это открывает что–то о мире — или, скорее, о том, как мы связаны с ним

Кьеркегор, Сартр и Хайдеггер — все они считают, что у нас есть сильный мотив бежать от тревоги, когда она поражает нас. Наша свобода влечет за собой тяжелое пугающее бремя индивидуальной ответственности. Гораздо проще действовать так, как будто масштабные вопросы о том, как жить и как понимать вещи, уже решены. Все три автора имеют в виду жизнь буржуазной респектабельности, жизнь, в которой современные вкусы и мода диктуют, как «человек’ должен жить. 

Современный мир более либерален в принятии разнообразных стилей жизни, но уравновешивающее давление все еще существует, будь то убеждение, что вы должны получить высшее образование в качестве трамплина для успешной карьеры, или чувство необходимости соответствовать политическим или эстетическим предпочтениям ваших сверстников. Беспокойство приводит в замешательство, потому что оно служит нам суровым напоминанием о том, что так не должно быть, и в то же время не дает никаких указаний относительно того, каким оно может быть вместо этого.

Беспокойство приводит в замешательство, но мы можем научиться превращать его во что–то преобразующее. Вот несколько способов вызвать экзистенциальную тревогу и найти ей хорошее применение.

Игра в «почему’

В качестве отправной точки для понимания концепции тревоги представьте, что вы снова пятилетний ребенок. Возможно, вы помните, как ребенок обнаруживает, что нет такой фразы, на которую нельзя было бы ответить вопросом «Почему?»:

– Что ты делаешь?

– Я отправляю электронное письмо своему боссу.

– Почему?

– Потому что я хочу рассказать ему о проекте, над которым я работаю.

— Почему?

– Потому что я хочу оставаться на хорошем счету у босса.

– Почему?

– Потому что я не хочу потерять свою работу.

– Почему?

– Потому что я не хочу беспокоиться о деньгах.

– Почему?

Обычно в таких играх у взрослого заканчивается терпение раньше, чем у ребенка. Но если вы готовы подыграть, ребенок может помочь вам осознать, что финансовая безопасность является важным мотиватором в вашей жизни, и поставить перед вами вопрос о том, хотите ли вы продолжать так жить.

Попробуйте сыграть в эту игру с самим собой. Начните с любой обычной деятельности – что вы делали вчера в это время, что вы планируете делать сегодня вечером – и спросите себя, почему вы делаете (или делали) это. Продолжайте зондировать и посмотрите, к чему придете. 

Головокружение 

Теперь давайте рассмотрим тревогу по Сартру. У каждого из нас разная степень терпимости к высоте – некоторые люди почти бесстрашны, а некоторые начинают дрожать уже в нескольких метрах от балкона.

Найдите крышу, балкон, может быть, настоящий утес. И встаньте на таком расстоянии от обрыва, где вы уже начинаете чувствовать себя дискомфортно. 

Задержитесь в этой точке дискомфорта на минуту или две. 

Начните с напоминания себе, что на самом деле нет никаких причин для страха. Вы находитесь в относительно безопасном месте, и для того, чтобы с вами случилось какое-либо реальное несчастье, потребуется огромное невезение. 

Это напоминание, вероятно, не избавит вас от беспокойства. Но заставит задуматься: вы боитесь того, может ПРОИЗОЙТИ? Или того, что вы сами можете СДЕЛАТЬ? 

Осознание и принятие этой свободы не должно пугать. Это может быть потрясающе.

Очертить знакомое

Теперь давайте исследуем хайдеггеровскую тревогу.

Возьмите ручку, вилку или шляпу, или сядьте перед лампой, столом или любым другим простым предметом (не гаджетом).  Начните с простого взгляда на него.

Потратьте на это пару минут, гораздо дольше, чем вы обычно удерживали бы подобный объект в своем внимании. Затем попробуйте сделать что-то с этим предметом, чего обычно вы никогда не делаете. Попробуйте уравновесить ручку на ее головке. Выверните шляпу наизнанку или поднесите ее так близко к лицу, чтобы вы могли видеть нити ткани, удерживающие ее вместе. Лягте на пол и посмотрите на нижнюю сторону стола.

Посмотрите, сможете ли вы погрузиться в голую реальность того, на что вы смотрите. Посмотрите, сможете ли вы освободиться от того значения, которое эта вещь имеет в вашей жизни.

Как только вы почувствуете некоторое отчуждение от выбранного вами объекта, переключите свое внимание с него на пространство вокруг вас. Посмотрите, можете ли вы видеть все как чуждое, как будто в первый раз.

Не стены, пол и потолок, а странно гладкие поверхности, соединенные под прямыми углами. Попробуйте передвигаться по этому пространству с удивлением. Прикоснитесь к стенам, почувствуйте легкую неровность лакокрасочного покрытия, действительно ощутите это забавное ощущение в кончиках ваших пальцев. Что здесь происходит? Почему я окружен этим хламом?

Теперь посмотрите, можете ли вы считать себя странным. Попробуйте посмотреть на свою руку и пошевелить пальцами. Как странно, что на конце твоей руки есть этот странный паучий отросток. Посмотрите на все эти странные линии и складки, волосяные фолликулы, странные выступы ногтей на концах этих неуклюжих пальцев.

Посмотрите, сможете ли вы удержать это чувство отчуждения. Попробуйте выйти на улицу и прогуляться в общественном месте, сохраняя это чувство. Что делают все эти люди? Все эти здания, машины и шум – для чего все это?

В конце концов, это переживание должно исчезнуть, и вы должны вернуться к жизни. Но постарайся удержать это воспоминание. В своем наиболее продуктивном проявлении тревога может помочь выйти из привычной колеи и увидеть возможности – для себя и для мира, – которые обычно ускользают от нашего внимания.

Ключевые моменты

По большей части мы ведем себя в соответствии со знакомыми сценариями. У нас есть распорядок дня и способы социального взаимодействия, и все это вписывается в общую картину того, кто мы есть и что значит наша жизнь.

Экзистенциальная тревога — это признание того, что так не должно быть. Ничто в структуре нашего «я» или в структуре мира не может диктовать нам, как мы должны жить.

Переживание тревоги — это также переживание радикальной свободы. Мы можем сделать из нашей жизни все, что захотим.

Это переживание свободы вызывает беспокойство. 

Это накладывает на нас огромное бремя — определять, кем мы будем.

Кьеркегор писал о тревоге в контексте христианского богословия. Для него тревога — это переживание Богом данной свободы, а бремя ответственности укладывается в христианскую концепцию вечности.

Сартр определил тревогу как переживание свободы и проиллюстрировал ее примерами головокружения и зависимости от азартных игр.

Хайдеггер описывал тревогу как истощение значимости мира. Это побуждает к признанию того, что значение вещей в мире и мое собственное понимание цели моей жизни тесно связаны.

Почему это имеет значение

Я только что дал вам кучу советов о том, как культивировать тревогу. Но, конечно, беспокойство — это то, чего мы хотим избежать? Поиск в Google по запросу «тревога’ открывает страницы с информацией о тревожных расстройствах. Считается, что здоровая душа свободна от беспокойства, и люди ищут дорогостоящие методы лечения, чтобы облегчить ее симптомы.

Чтобы быть точным, клиническая тревога – та, которая описана в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM) и лечится психиатрами, – не идентична экзистенциальной тревоге, которая интересовала Кьеркегора, Хайдеггера и Сартра. И, честно говоря, философы пришли туда первыми: Концепция Тревоги была опубликована более чем за столетие до первого издания DSM в 1952 году. Эти два явления пересекаются, и не случайно, но вы можете страдать от клинической тревоги, не воспринимая ее как философски значимую, и вы можете испытывать экзистенциальную тревогу, не нуждаясь в психиатрическом лечении.

Экзистенциальная тревога — это своего рода восприятие.

Психиатры рассматривают тревогу как расстройство: что-то пошло не так в уме, и это нужно исправить, чтобы пациент мог воспринимать реальность без искажений. Кьеркегор, Сартр и Хайдеггер, напротив, считают, что тревога помогает нам видеть что-то более ясно, что-то, что наши обычные «психологически здоровые» способы восприятия затемняют. Хайдеггер, например, описывает тревогу как «фундаментальное настроение», в котором проявляется мир в целом. Обычно мы поглощены своими непосредственными заботами. Отвлекая нас от этих забот, тревога позволяет нам яснее увидеть свое место в мире.

По мнению этих мыслителей, мы испытываем беспокойство как неприятное, потому что это правда неприятно. Но, как сказал протоэкзистенциалист Иисус из Назарета, истина сделает вас свободными. Открытие того, что ничто не обязывает вас продолжать в том же духе, может быть парализующим, но оно также может быть освобождающим. Проявив мужество и целеустремленность, вы можете превратить встречу с тревогой в возможность исследовать новые возможности и новые способы бытия.



Добавить комментарий